РОСИНКА - Развитие познавательного интереса в процессе игровой исследовательской деятельности

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

  Актуальность:

      В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении  и  введении  в  действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширении кругозора детей.                              .
     Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач.

     Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации  исследовательской деятельности  разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение исследовательской деятельности  в практику работы дошкольных учреждений.

      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.        Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характер­ные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.                              .                                            
     В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил выдающийся педагог Л.С.Выготский.
     Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.     

     Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики по познавательной деятельности  более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.  

     Диагностика по познавательной деятельности среди детей МАДОУ №6 младшего дошкольного возраста в 2017-2018г. показала, что 52% воспитанников имеют средний уровень развития познавательной деятельности и лишь 31% - высокий.  Этим обусловлен выбор моего педагогического исследования. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

             Цель работы – создание условий для формирования познавательного интереса  детей в процессе игровой исследовательской деятельности.      

Данная цель требовала решения следующих задач:

             Задачи:

  1. Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  2. Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
  3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской игровой деятельности.
  4. Охрана и укрепление психофизического здоровья детей

 5.Развивать познавательный интерес ко всему живущему на земле и объектам неживой природы.

 6.Воспитывать самостоятельность в игровой,  исследовательской деятельности.

      Средства для решения задач:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие мышления, памяти, воображения.
  • сенсорное развитие
  • Фронтальные занятия
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Развивающая среда
  • Работа с родителями
  • Кружковая работа

Этапы  работы

1 этап - информационно-аналитический

2 этап - создание  развивающей среды

3 этап - практический

4 этап - обработка данных ( мониторинг )    

                                    1 этап – Информационно-аналитический

        На данном этапе  повысила  уровень профессиональной компетентности, определила объем материала, который  адресован детям.  Изучила  работы  ведущих авторов:  Л.Н. Павловой, Е.Б. Пилюгиной, М.Г. Борисенко, О.В. Дыбиной,  Н. Н.  Поддъякова, Л. С. Выгодского,  Л.А. Венгера,  где освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей. Опираясь на информацию  и  передовой опыт известных педагогов, психологов,  коллег составила  информационно – тематическую базу для детей и родителей, провела анализ теоретического материала из литературы по данной теме, а также наблюдения и диагностику по игровой,   исследовательской деятельностью детей.    Наблюдения и диагностика показали, что игровая деятельность, НОД ( Непосредственно Образовательная  Деятельность )  не в полном объёме повышает  у детей  познавательный интерес, не все дети   справляются с играми и заданиями,  а некоторые  дети  не справляются с поставленными задачами.  

                                      2 этап – Создание развивающей  среды

      Для  развития у детей познавательного интереса, тщательно продумала  и организовала  развивающую среду не только в группе, но и вне её.

      Мои малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому жизнь детей в группе организовывала  так, чтобы они чувствовали комфорт,  внимание,  любовь взрослых. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

      С 2010 года я воспитываю и обучаю детей младшего дошкольного возраста.  Их исследовательские действия встроены в предметно-манипуляторную деятельность. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном  представила  объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) и заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. К таким объектам относятся  наборы  объемных  геометрических тел,  различающихся по цвету  (основные цвета)  и величине ( контрастные размеры),  доски – вкладыши  с основными  формами  ( круг, квадрат,  треугольник),  крупные  цветные  мозаики,  пирамидки, стержни для нанизывания колец,  шнуровки, молоточки для вбивания втулок, наборы  пуговиц  и т.п.  В число объектов для исследования   включила  несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, разной крупой, фасолью, горохом и т. п., которым  оснащён    уголок для исследовательской деятельности в группе «Юные исследователи».    Для детей данного возраста в уголке  «Юные исследователи» поместила   простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.  С этой целью изготовила  наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое - части) и временных отношений (сначала - потом). Для создания игр  использовала  самый доступный  и  простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки, прищепки.   Для расширения круга представлений и простой группировки   использовала  и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей, Монтессори – материалы, наборы мини-мебели, мини - посуды, фигурки из оригами.  К объектам для исследования в реальном действии   применяю широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту.  Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности расположила в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.  Часть объектов для исследования в действии  стационарно расположила  на специальном дидактическом столе,  приспособленном  для этой цели. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал расположила  в поле зрения детей, непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделила  весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым"   материалам, объектам, деталям.  Таким образом, при подборе и составлении  игр учитывала:

  • систему развивающих игр;
  • возрастные особенности детей;
  • постепенное усложнение задач и условий игры;

       Особое внимание для развития зрительного восприятия  обращаю на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляет детям радость, способствует накоплению сенсорных представлений. К этой работе привлекла  родителей, которые помогли  изготовить новые игры: «Выложи домик», «Каждый занят делом», «Матрешки», «Что лишнее?», «Найди такой же», « Большой – маленький», « Где чей домик?», « Оденем Машу на прогулку», « Назови, кто я?», «С какого дерева листик»  и т. д.

      При проведении игр и в подборе предметной среды формируются  не только зрительные представления, но и осязательные.   В возрасте 2-3 лет преобладающими стали объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложнились и стали более разнообразными, а образно-символический материал  занимает  большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу ввожу простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет   представлены все типы материалов с более сложным содержанием, визуальной привлекательностью. 

                                                    3 этап – Практический  

     С  2018  года в группе младшего дошкольного возраста разработан и реализуется мини – кружок «Что? Где? Почему?». Целью которого является: развитие познавательного  интереса к окружающему миру,  формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, формирование знаний о взаимосвязях внутри природных сообществ, о явлениях  неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе. С детьми младшего дошкольного возраста провожу  наблюдения, игровые упражнения, исследовательские приёмы с объектами окружающей действительности, простые экспериментальные опыты. Для детей среднего, старшего возраста и детей подготовительной к школе  группы  разработала  перспективный план мини – кружка.

       В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.   В младшем дошкольном возрасте исследовательскую деятельность направила  на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляла во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.          Создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Провожу простейшие опыты с водой.   Например:   ( задаю проблемный вопрос ) Почему осенью бывает  грязно?
Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй,  фартуки, салфетки.                                                                 
Ход опыта: В чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь   (вытираем руки влажными салфетками, снимаем фартуки ) .     
Сделали  вывод:  При  соединении  воды  с  землёй образуется  грязь,  поэтому после дождя на улице (уточняю: на участке, в огороде и т. д.) сыро и грязно, слякоть.    Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение  З.Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей». В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого интересного для младших дошколят опыта, дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю».                                           Конфуций.
      Использую  варианты   режимных моментов для обонятельных ощущений детей, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. У одних пахнут руки земляничным мылом, а у других по-другому, детским мылом. Перед обедом просила ребят, закрыв глазки,  понюхать чем пахнет. Во время карантина дети  носили кулончики  с чесноком или луком, нюхали его и запоминали. Активно применяю здоровьесберегающие технологии:  динамические паузы, подвижные и спортивные игры, технологии эстетической направленности (при посещении музеев, выставок, оформлении  помещений к  праздникам), ежедневно проводим  пальчиковую  гимнастику («Тюлень», «Ежи», «Скворечник» и др.), регулярно проводим гимнастику  для  глаз,  дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику (упражнения на кроватках, умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег и др.), фонетическую ритмику, закаливание, полоскание зева, формирование правильной  осанки, самомассаж, профилактику плоскостопия.  Все виды использую  в  разных формах  организации  педагогического процесса:  на занятиях и прогулках,  в режимные моменты и в свободной деятельности, в ходе педагогического взаимодействия взрослого и ребёнка и др. С помощью здоровьесберегающих технологий у детей формирую  осознанное отношение к здоровью и жизни человека, знания о здоровье, развиваю умения  оберегать, поддерживать и сохранять его,   знакомлю детей  с  элементарной медициной,  осваиваем  самопомощь и помощь другим (через  беседы и  НОД по «ОБЖ» ).

      Использовала прогулки для расширения обонятельных ощущений. Осенью,  когда жгли сухие листья,  нюхали запах костра, зимой – морозный воздух,  весной – вдыхали аромат весны, летом – свежесть дождя. Предлагала детям игры «Угадай по запаху», «Найди по запаху». Привлечение внимания детей к запахам значительно обогащает сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширяют представление о мире. В  познавательном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, обращаю  внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, прощальные крики птиц, шум дождя, запах сухих и сырых листьев. В зимний период рассматриваем снежинки, предлагаю почувствовать ощущения от их прикосновения. Провожу  опыты со льдом, снегом и водой, узнаём  свойства снега (липкий, не липкий, сырой, рассыпчатый, хрустит). А зимой вместе с детьми  строим   снежный городок, горки, ледяные дорожки. В раскрашивании использовали основные цвета спектра, передавали различные образы животных через их величину и форму. Нужно, чтобы дети научились чувствовать красоту родной природы и воспринимать мир во всей его красоте и его многообразии.

         Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной опытно-экспериментальной, исследовательской работы, её результата . Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, по­кажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваи­вается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детс­кого экспериментирования в своей практике. Исследо­вательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья. При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи. При решении социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была  с модулирована проблема «Как достать листик?» В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, кто-то пытался подуть на листики. А часть детей так и не смогли решить эту проблему. Чем разнообразнее и интен­сивнее поисковая деятельность, тем больше новой информа­ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви­вается.
       Поисковая деятельность принципиально отличается от лю­бой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределен­ностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, прояс­няется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, вхо­дящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, под­вижны и носят пробный характер.

      Следующим этапом работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в раннем возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяю   детям с низким уровнем развития.  Им предлагаю  игры   с более упрощенным вариантом. 

         Мною уделяется все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспери­ментирования и поисковой активности самих детей. Применяю   гуманно - личностные технологии. Искусство гуманной  педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребёнку, что он взрослый, когда он ещё ребёнок. Воспитать свободу выбора «Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав – играй по правилам ». Воспитание личности через развитие её духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию в ребёнке черт и качеств  благородства.  В своей работе стараюсь направить ребёнка  на полное развитие сил  и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребёнка, нацеливаю его на выявление и утверждение личности ребёнка; насыщаю его высшими образцами прекрасного в человеческих  взаимоотношениях, в научном познании, в жизни. Стараюсь  организовать такой образовательный процесс, чтобы ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями.  Я общаюсь с детьми на равных, проявляя к ним доверие, поручаю дела взрослых, устанавливая  сотруднические взаимоотношения, возлагая на них обязанности. В таком общении нет всепонукания, любого вида наказания, запретительной педагогики, так как нельзя заставлять и принуждать против воли. В гуманно-личностном процессе есть принцип сохранения за ребёнком чувства свободного выбора. Следует осознавать, что каждый ребёнок приходит в земную жизнь уже с вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя отменить её.

       Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, считаю  метод проектов. Применяю метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности воспитанников по достижению определённого результата. Включаю всех детей в режим самостоятельной работы ,  благодаря чему дети приобретают недостающие знания и развиваются умения пользоваться этими знаниями для решения новых  познавательных и практических задач, развиваются способности применять знания в жизненных ситуациях.

    Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.  

      В ходе исследовательской деятельности формировала у детей начально-ключевые компетентности:
      Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с  другом);
      Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
      Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
      Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей, через динамические паузы)
      Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
В соответствии с ФГТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому любить экспериментировать. На этом этапе у детей также формируются  основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.       

                                             Работа с родителями

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания, дать необходимую консультацию.

     Главными задачами во взаимодействии педагога с родителями воспитанников   считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей.
     Формы взаимодействия с семьями воспитанников:    информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: «Чему мы научимся»  («Чему научились»),  «Наши достижения»;  выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы).

    Провожу собеседование с ребёнком в присутствии родителей  (проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка,  опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления  развитием ребёнка и жёсткой установки на результат); совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов (мы посетили детскую городскую библиотеку, провели экскурсию в краеведческий музей, поход в лесной массив);  открытые мероприятия с детьми для родителей;  совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей;  совместные наблюдения  явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы, помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.); создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары  природы»,  «История вещей»,   «Любимый  город»,  «Профессии  наших родителей»,  «Транспорт» и т. д.; организация  совместных  выставок  «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения  самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг;  создание  в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, предметов для познавательно-творческой работы;  совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы»;  совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные  проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках; совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх;  совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).

 Данные формы работы  не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваю  интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки,  готовят вместе с детьми интересные поделки. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

                                                    4 этап – обработка данных

На данном этапе подводятся  мониторинг знаний и умений детей по познавательной  деятельности.   Диагностическая карта  по познавательной деятельности  для детей    дошкольного возраста включала в себя объём знаний и представлений по двум  разделам:

  1. Познавательная активность
  2. Преобразовательная деятельность

Выявлялись знания в 3 уровнях: высокий, средний, низкий.  

Мониторинг знаний детей младшего  дошкольного возраста по системе работы «Развитие познавательного интереса  детей  в процессе игровой исследовательской  деятельности » 2017 – 2018 г.

  1. Познавательная активность                2. Преобразовательная деятельность

          высокий уровень – 42%                            высокий уровень – 46%

        средний – 38%                                           средний – 42%

         низкий – 20%                                              низкий – 12%

  

                                                                Вывод

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.  Благодаря созданию в группе единого образовательного пространства осуществляется качественное познавательное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипуляторной  деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового  материала.      

      Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Предоставленная система работы направлена не только на развитие познавательного интереса, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.       Игра – ведущая и самая интересная деятельность в дошкольном возрасте. На основе использования игр   и упражнений   у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.  

В ходе реализации работы с родителями по данной системе работы: 

  • повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в группе, в ДОУ
  • повысилась удовлетворённость родителями услугами, предоставляемыми в ДОУ (по результатам анкетирования: высокая степень – с 42 % 2017г. до 51% в 2018г.)
  • повысилась удовлетворённость родителями стилей взаимодействия в группе, в ДОУ (по результатам анкетирования: высокая степень- 38% с 2017г. До 49% 2018г.)

Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Викторина, проведенная на заключительном этапе, показала, что родители активно включились в развитие у детей познавательного интереса, активности.  Кроме того, данная работа имела ещё один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.  Работу в данном направлении я продолжаю вместе с детьми и родителями. Планирую разработать проект « Юный  Учёный».