РОСИНКА - Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

   Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития. При правильной педагогической работе у малыша появляется устойчивая потребность в общении, овладение речью становится для него настоятельной необходимостью. Однако речь двухлетнего ребенка крайне несовершенна.

  В своей работе используем дидактические игры, так как, дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно – игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

Существует несколько видов дидактических игр.                          

- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.).                 

-настольно-печатные игры;                                                                              

-словесные игры).

Дидактические игры использую во всех образовательных областях:

  • в социально-коммуникативном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
  • в познавательном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
  • в художественно-эстетическом развитии: музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
  • в речевом развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.
  • в физическом развитии: подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.

-Социально-коммуникативное развитие:

 Словесные игры: «Опиши цветок»«Расскажи, как правильно сервировать стол»«Расскажи, как ухаживать за растением», "Угадай персонажей сказки" и другие.

Игры с предметами«Магазин игрушек»«Оденем куклу на прогулку»«Мы ждем гостей» и т. д. (используем кукол, посуду, кукольную мебель и др.)

Настольно-печатные: «Хорошо-плохо»«Собери картинку»«Угадай настроение» и другие.

-Познавательное развитие.                                                    

Словесные игры: «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу»«Угадай героя сказки», "Отгадай, кто к нам пришёл?", «Кто что делает?»«Назови животных и скажи, кто как кричит» и т. д.

Игры с предметами«Чудесный мешочек» (использую игрушки, строительный материал и др.)«Кто где живет?»«Кто живет в лесу?»«Кто живет около человека?» и другие (с использованием фигурок диких и домашних животных)«От какого дерева лист?»«Собери букет из осенних листьев» (используем природный материал); «Соберем урожай»«Готовим борщ»«Варим компот» (используем муляжи овощей и фруктов) и др.

Настольно–печатные.                                                                                                       

Чей домик»«Профессии»«Цвета»«Найди такой же»«Чей малыш»«Собери пирамидку»«Автобус для зверят»«Что сначала, что потом» и др.

-Художественно-эстетическое развитие.                            

Музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики»«Узнай по голосу» и др.

Словесные игры: «Части суток»«Узнай песню»«Какая музыка звучит?»«Кто что слышит?» и др.

Игры с предметами: «Угадай на чем играю»«Назови музыкальный инструмент»«Мяч поймай музыкальный инструмент называй»«Что нужно для рисования» и др. (используем музыкальные инструменты, репродукции картин, мяч)

Настольно-печатные игры«Найди картинку»«Волшебные краски»«Укрась платье куклы»«Найди пару» и др.

-Речевое развитие.                                                         

Словесные игры: «Что изменилось?»«Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу»«Угадай героя сказки»«Скажи ласково», различные пальчиковые игры, «Отгадай загадку» и др.

Игры с предметами«Чего не стало?»«Спрячь игрушку»«Кто как голос подает»«Съедобное-несъедобное»«Кто что делает» и др. (использую мяч, фигурки домашних животных, различные игрушки и предметы).

Настольно-печатные игры: настольно-печатные игры, используем во всех других образовательных областях.

-Физическое развитие.                                                                 

Подвижно-дидактические игры: «Найди свой цвет»«1,2,3 в заданную сторону беги» и др.

Игры с предметами«1,2,3 к заданному предмету беги»«Мяч бросай предметы для спорта называй» и др. (используем различный спортивный инвентарь).

Настольно-печатные игры: «Растем здоровыми»«Виды спорта»«Подбери картинку» и др.

Таким образом, в словарной работе используем совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.