РОСИНКА - Памятка для педагогов план самообразования педагогов

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


Ежегодно педагоги ДОУ составляют планы самообразования.

Тема выбирается самим педагогом, или с помощью старшего воспитателя МДОУ.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Алгоритм составления плана по самообразованию

   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • актуальность
  • цель
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Воспитатель________________________группы ___________МДОУ д\с №_______

Тема:__________________________________________________________________

Актуальность___________________________________________________________
Цель, задачи:____________________________________________________________

Литература:

  • _____________________________________________________________________
  • _________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________

 

Раздел плана

Сроки

Форма,

содержание

работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, консультации, памятки, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

Ежегодно к годовому плану составляется анализ самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы: 

 

Фамилия, имя, отчество педагога

Тема ­самообразования 

Форма и срок отчета 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.

В  личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме  теме)

Формы представления результатов самообразования:

Доклад;                                             Защита исследовательской работы;

Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения;

Брошюра, листовка, буклет;           Открытое занятие;

Проведение семинара;                     Обучения коллег новым методикам;

Практикум (тренинг);                      Лекция;                          Мастер-класс   и другие.     

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЗАНИМАЮЩИМСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

 

СОВЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.