Ежегодно педагоги ДОУ составляют планы самообразования.
Тема выбирается самим педагогом, или с помощью старшего воспитателя МДОУ.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Воспитатель________________________группы ___________МДОУ д\с №_______
Тема:__________________________________________________________________
Актуальность___________________________________________________________
Цель, задачи:____________________________________________________________
Литература:
Раздел плана |
Сроки |
Форма, содержание работы |
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, консультации, памятки, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
|
|
Ежегодно к годовому плану составляется анализ самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
№ |
Фамилия, имя, отчество педагога |
Тема самообразования |
Форма и срок отчета |
|
|
|
|
|
|
|
|
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?
Формы представления результатов самообразования:
Доклад; Защита исследовательской работы;
Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения;
Брошюра, листовка, буклет; Открытое занятие;
Проведение семинара; Обучения коллег новым методикам;
Практикум (тренинг); Лекция; Мастер-класс и другие.
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Для педагогов без специального образования: