РОСИНКА - 29 марта прошло родительское собрание «Методы сздоровьесберегающих технологий» Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Жизнь малыша в семье зачастую не так радужна, как должна быть на самом деле. Ощущение счастья, гармонии и абсолютной защищенности может быть утеряно ребенком, проживающим с взрослыми, которые не несут за малыша всей родительской ответственности, не могут подарить ему детство, полное красоты, ярких позитивных впечатлений, либо проявляют эмоциональную или физическую жестокость. Серьезным дестабилизирующим фактором, негативно отражающимся на эмоциональном состоянии ребенка и его развитии, выступают разные формы плохого родительского ухода, включающие сексуальное, физическое и эмоциональное насилие над ребенком. Непосредственными следствиями насилия являются переживания ребенком страхи, тревоги, депрессии, гнева, враждебности, а также заниженная самооценка. Детский возраст – период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справится с психологическим дискомфортом. При появлении какого-либо негативного момента ребенок становится особенно беззащитным и его реакция на ситуацию относится к психогенным нарушениям, возникающим в ответ на события в окружающей среде. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств одним из которых является Арт-терапия.        

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка.

Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

-практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

-арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

-арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Можно выделить особенности арт-терапевтического подхода:

  1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
  2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
  3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
  4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
  5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
  6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Рисуночные сессии не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы должны подбираться по принципу Простоты и эффективности. Арсенал способов создания изображений широк.

Арт-терапевтические техники:

Рисование

Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. 

Работа с пластическим материалом

Материалом для создания образов и композиций служат глина, пластелин или тесто.  Это мягкий и податливый материал, способный принимать любую       форму в руках творца. Он позволяет создавать самые разные фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств.

Работа с природным материалом

Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С их помощью можно создавать изображения. Материал может рассыпаться, разлетаться вокруг рабочего места. Это тот мусор, от которого в обыденности избавляются, не разрешают к нему прикасаться. Манипуляция с природными материалами – в социально разрешенной форме удовлетворяет деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Элементы песочной терапии

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Коллаж

Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Процесс выглядит так: автор берет газеты и глянцевые журналы, фотографии, открытки, ножницы и клей. И начинает творить. Свободы выбора и безграничный полет фантазии. Коллаж, полностью снимает переживания, связанные с отсутствием творческих способностей и каждому дает возможность получить радость и удовлетворение, как от процесса создания, так и от его результата.

Элементы игровой терапии и сказкотерапии

Эта техника  использует  форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Примерный список основных правил  в работе с детьми:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
  6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психологического сопровождения, позволяющая решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создание условий для оптимального развития различных психических функций и свойств личности.  Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы. Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Список литературы

  1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  7. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
  8. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  9. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
  10. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
  11. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
  12. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Составила Скробова Е.А. – воспитатель.

 

 

Игра с песком как форма здоровьесберегающих

технологий.

 

Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка Ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы ощутить собственную силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается "семья". Все это — мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого мира.

 Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок — первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы.

 Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Строя песочные замки, дети создают собственный мир, выдумывают и фантазируют и в тоже время учатся работать и добиваться цели. Игры могут быть длительными и доставлять детям истинное удовольствие и наслаждение.

 В чём причина такого глубокого интереса к песку?

 Наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство - самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры – песок - такой шершавый, послушный, текучий рождает множество ощущений и ассоциаций…..

 Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, если ребёнок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно произносить звуки. Всё это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Материал, усвоенный в таких играх, дети запоминают на всю жизнь.  Вот какое это чудо песок.

И еще несколько советов по организации занятий с песком.

  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
  • Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
  • Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
  • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
  • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
  • Периодически лоток нужно пополнять песком.

Имеются противопоказания: Аллергия ( пыль). Кожные заболевания.

Упражнение "Волшебный песок"

Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

 Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделиться ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

  • скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);
  • выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);
  • пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.);
  • поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
  • погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф;
  • освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

 Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию?  что легче говорить или понимать (чувствовать?)

Упражнение "Песочный дождик"

 Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

 Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

 Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Играя с песком, проводим логопедические и терапевтические упражнения на развитие диафрагмы и на привитие навыков правильного дыхания:

  • «Выровняй дорогу»- от детской машины воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой; здесь можно использовать трубочку для коктейля.
  • «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет, фантик. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая гора. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.) Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребёнок длительной сильной воздушной струёй вызывает «бурю»;
  • «Морская прогулка»- воздушной струёй ребёнок передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Упражнение "Отпечатки наших рук"

 Цель: учить совместному действию, оценивать собственные ощущения

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

"Необыкновенные следы"

 "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Игра «Песочный телеграф»

Я эту игру называю ласковой игрой. Она доставляет детям тактильное удовольствие. А кроме этого обучает еще и очень сложному действию-переводу тактильных ощущений в знаки. Я «рисую» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру – угол, круг, треугольник и т.д. Получатель воспроизводит форму на песке.

Игра «Что спрятано в песке?»

В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и на ощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры "Чудесный мешочек") и т.п. можно спрятать цифры или буквы и ребенок должен на ощупь определить и назвать букву или цифру.

Ира «Повтори по образцу»

Дети очень любят писать на песке, они не боятся ошибиться, это не бумага. Легко можно всё исправить, если допустили ошибку. Я предлагаю написать на песке то, что изображено у меня на образце. Таким способом дети обучаются элементарным навыкам письма.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Использованная литература:

  1. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы.

 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

 Под ред. Вераксы Н. Е. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по

песочной

игротерапии. – СПб.  Речь, 2010.

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и

 адаптирующие игры. — СПб.  Детство-Пресс, 2002.

4.Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

 5.Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

  1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2

Составила Антонова Е.Ю. – старший воспитатель

 

Игротерапия

Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями.

Невроз возникает из-за неправильного подхода к воспитанию ребёнка в семье. Например, родители предъявляют слишком завышенные требования к ребёнку, в процессе общения неласковы, раздражены, часто кричат, нервозны, требуют от него исполнения любых мелочей, например, чтобы у него всегда было свежеее дыхание но ведь это ребенок и он пока еще не умеет во всем следить за собой. Также оба родителя могут предъявлять контрастные требования к ребёнку, либо постоянно беспокоятся о нём, имея необоснованные опасения. Такой ребёнок чувствует себя нелюбимым, а в окружающем мире видит угрозу. Он боится попадать в новые незнакомые ситуации, опасаясь последствий своего поведения.

Польза игры:

Одним из методов коррекции неврозов у детей является игротерапия. В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для ребёнка с неврозом разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно.

Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Игротерапия помогает разрешить внутренний конфликт ребёнка с неврозом, способствует изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира. 

Игры на вытеснение страхов у детей

  1. Игра "Прятки"- на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
  2. Игра "Лохматый пес"- на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
    Вот сидит лохматый пес, 
    В лапы свой уткнувши нос.
    Тихо, мирно он сидит:
    Не то дремлет, не то спит.
    Подойдем к нему, разбудим 
    И посмотрим, что-то будет.
    После слов "что-то будет"

пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.

  1. Игра "Пятнышки".Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
    Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.
  2. Игра "Мы охотимся на льва".На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями: 
    Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
    У нас длинное ружьё и подзорная труба.
    Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
    Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
    Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
    Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. 
    Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
    Её не обойти, а дорожка напрямик –
    Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва)

Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. 
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
5. Игра "Жмурки". На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это. 
Игра в "Пятнышки" отмирает только в подростковом возрасте, а "Жмурки" и "Прятки" - в младшем школьном возрасте. Эти игры являются прелюдией к соревновательным играм "Кто первый", "Быстрые ответы" и др.
6. Игра "Кто первый". На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.
7. Игра "Автобус". На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.
8. Игра "Собака лает и кусает за пятку". На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
Дети играют. Мимо них на "поводке" ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.
9. Игра "Гневная гиена". На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет.
На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается: 
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.
10. Игра "Смелый заяц". На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
11. Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
12. Игра "Болото". На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте. 
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился".
13. Игра "Мой страх". Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь: 
Придумаю страх и смеюсь!
14. Игра "У медведя во бору". На преодоление страха животных, внезапного воздействия, остаться одному. Играем с 1-го года.
Выбираем одного из детей "медведем", который спит в берлоге. Остальные дети идут в "лес", выполняя действия по тексту:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова "рычит" дети убегают, а медведь их ловит. Для усиления эмоционального напряжения в этот период взрослый восклицает: "Лови, держи его!", "Ага, поймал, словил!, "Удирай, удирай!" и т.д. В конце, для усилия уверенности в себе, ободряем "Молодцы, убежали!", "Ай, да быстрые, ловкие!".
15. Игра "Бой петухов". На преодоление страха неожиданного воздействия, боли. Играем с 5 лет.
Дети становятся парами боком друг к другу и прыгая на одной ноге толкают друг друга либо правым, либо левым плечом, стараясь вывести друг друга из равновесия.
16. Игра "Страшный стул". На преодоление страха неожиданного воздействия, проговаривание своих страхов. Играем с 4-х лет.
В центре комнаты ставим стулья (лучше посредине ковра), дети садятся вокруг стула на ковер. А один из детей садится на стул и рассказывает свою самую страшную историю, чтобы конец ее заканчивался словами "Схватил!", "Поймал", "Держал!" и после этих слов старается кого-то из детей словить, а ребята должны быстро увернуться, убежать, уползти за пределы ковра.
17. Игра "Баба Ёшка, кто я?" На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, неожиданных телесных контактов. Играем с 3-х лет.
Один из детей, надевший маску Бабы -Яги или другую страшную маску, должен узнать кто это, поймав протянутую руку бегающих вокруг него, трогающих его детей и зовущих изменённым голосом: "Баба - Ёшка, кто я?".
18. Игра "Баба-Яга". На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия. Играем с 3-х лет.
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв "помело" - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба - Яга – Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается "помелом" запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, покуда все дети не будут запятнаны.
19. Игра "Пчелка". На преодоление боязни животных, насекомых, неожиданного воздействия, телесных контактов. Играем с 1 года.
Выбираем медведя, остальные дети - пчелы, "летающие" по всей комнате. Медведь идет к пчелам, говоря слова:
Мишка – медведь идет, 
Мёд у пчёл унесёт.
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают в "улей" (в определенный угол), медведь идет к ним. Пчёлки говорят:
Этот улей – домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж!
Пчёлки начинают "жалить", медведь убегает от них.
20. Игра "Охотники". На преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий. Играем с 5-ти лет.
Выбираем троих "охотников", остальные дети - "звери". Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется.
Правила игры: 1. Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову. 
2. "Звери" могут увертываться от мяча, не сходя с места.
21. Игра "Коридор". На преодоление страха боли, нападения, животных, неожиданного воздействия, замкнутого пространства. Играем с 5-ти лет.
Дети делятся на две команды становятся друг против друга, образуя коридор. Один из детей должен пробежать через коридор в другой конец, в момент затишья - "стражники спят".
22. Игра "Пчёлка в темноте". На преодоление страха темноты, замкнутого пространства, высоты. Играем с 3-х лет.
Дети изображают пчёл, летающих с цветка на цветок (стульчики, скамейки, кубы разной высоты). Пчёлки наелись нектара и уснули внутри цветка (дети прячутся под столом). Наступает ночь, цветок закрывает свои лепестки (накрываем стол темной тканью) и пчёлки спят в цветке. Но вот наступило утро (убираем ткань). Пчёлки опять стали летать с цветка на цветок. Игру повторяем, усиливая плотность ткани для создания эффекта темноты. 
23. Игра "Смешные мышки". На преодоление страха животных, неожиданного воздействия, громких, резких сигналов. Играем с 1,5 лет.
Выбираем "кота", остальные дети - "мышки". Мыши, произнося слова и выполняя действия по тексту, подходят к коту: "Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом-бом-бом! Убежали мышки вон". 
24. Игра "Пугало, пугало, покажись!" - страх неожиданного воздействия нападения. Играем с 5 лет.
Выбираем "пугало", остальные – "грачи". Избранный за ширмой наряжается в пугало, используя для этого ненужные простыни, халаты, коробки, детские ведерки. Грачи же собираются в кучу и хором кричат: "Пугало, пугало, покажись!". Пугало выскакивает из-за ширмы и разгоняет грачей. Затем выбираем новое пугало. Играем покуда каждый не побудет в роли пугала.

Игра "Храбрые черепашки", на предоление страха темноты, нападения, неожиданных воздействий. Играем с 4-ех лет.

Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки – вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

Игра "Хозяин горы", на переодоление боязни неожиданных телесных контактов, боли, неприятных воздействий. Играем с 5-ти лет.

В кругу или на коврике располагается "хозяин" горы, который должен ее оберегать от нападения "воинов" /не больше 4-5 человек/. Задача хозяина – никого не пускать на гору, воинов – столкнуть хозяина с вершины /круга/. 
Правила:

  • Руки держать за спиной, сталкивать без рук, плечом.
  • Со спины на хозяина не нападать!
  • Играем, покуда каждый не побудет хозяином.

Игра "Сюрприз", на преодоление страха темноты, неожиданных телесных контактов. Играем с 4-ех лет.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Воспитатель кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их. Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.

Игра "Поиск клада", на преодоление страха темноты, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

В темной комнате прячем сундук с сюрпризами, дети должны его отыскать вначале по словесным инструкциям, затем по плану-схеме, освещая себе путь фонариком.

Игра "Найди пару", на преодоление страха темноты, одиночества, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

У детей фонарики с цветными фильтрами. Каждый должен найти в темной комнате с помощью фонарика пару /того, у кого такой же цвет фильтра/.

 

Игры на преодоление страха темноты у детей

Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.
  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.
  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:
  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.
  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская - увеличивать его.
  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.
  • Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным - угадать.

Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной комнате в ней можно организовать и другие игры: 
1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.
2. Проведите ту же игру "Жмурки", но в полутемной комнате.
3. Игра "Что в углу?". Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир "Что в углу?"определяем, что висит в углу:
Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое, 
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит, 
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!
Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении.

  1. Игра "Страшный зверь".Играем с 4-х лет.
    Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина "Страшный зверь":
    Прямо в комнатную дверь 
    Проникает страшный зверь!
    У него торчат клыки
    И усы топорщатся
    У него горят зрачки –
    Испугаться хочется!
    Хищный глаз косится, 
    Шерсть на нем лоснится…
    Может это львица?
    Может быть волчица?
    Глупый мальчик крикнул:
  • Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

  • Брысь!
  1. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём страхе, ему легче "раскрыться". Скажите, что любимая игрушка или герой боятся темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом.
    В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным и смелым даже в кромешной темноте!
    У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь "быть не тем", страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры:
    2.Рисование на темы: "В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе", "Семья", "Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь ночью", "Чего я боюсь днем", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее". Тема "Кем я хочу стать" - предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю.
    Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному благополучию.

 Составила Антонова Е.Ю. – старший воспитатель.