РОСИНКА - Консультация для педагогов «Нужно ли развивать инженерное мышление в дошкольном возрасте»

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Актуальность опыта: Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети дошкольного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельности в собственном темпе, решать новые, более сложные задачи.

Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, учится анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения.

В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети достаточно уже могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим способом.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Актуальность Лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

-в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Так же, использование конструкторов лего при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Теоретическая база опыта: Начиная свою работу по лего-конструированию в подготовительной группе детского сада, я подобрала методическую литературу по данной теме и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогли мне грамотно планировать образовательную деятельность по конструированию и использовать игры с лего-конструктором в повседневной жизни. Я изучила источники по применению данной технологии (научные разработки Л. Г. Комаровой «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)», Т. С. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Е. В. Фешиной «Лего конструирование в детском саду»; Методика обучения дошкольников конструктивной деятельности (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Л. А. Парамонова, Ф. Фребель и др.)

Ведущая педагогическая идея: Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.

В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО- конструирования в детском саду.

В данном опыте работы обобщен теоретический материал по ЛЕГО-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов ЛЕГО.

Описание опыта:

Пути реализации идеи: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у детей : инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе; работа с родителями.

Основная цель моей работы : Приобщение дошкольников к научно-техническому творчеству посредством лего-конструктора.

Задачи:

- способствовать развитию познавательного интереса к лего- конструированию;

- развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Основные принципы использования лего – технологий:

- доступность и наглядность;

- последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Лего-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т. д., транспорт, различные механизмы и конструкции.

Для работы с ЛЕГО-конструктором, была пополнена предметно -развивающая среда группы:

организовано «Конструкторское бюро»;

расширен ассортимент конструктора-лего большими и малыми формами;

создана картотека игр,

изготовлены схемы-образцы;

оформлен альбом фотографий. Это позволяет вернуться к постройкам еще раз, активизирует конструкторскую деятельность, речь детей.

разработаны схемы-анализы по изготовлению поделки и ее использованию в свободной деятельности.

Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО необходимы определенные условия:

- оптимальное количество 6-8 человек.

-детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты.

- доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали.

- подробное знакомство детей с образцом.

-специально подобранная музыка. Сохранность постройки на некоторое время.

Лего конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по "Речевому развитию", "Чтению художественной литературы", "Развитию элементарных математических представлений" и др.

Диапазон использования лего с точки зрения конструктивно игрового средства довольно широк. У детей вызывает интерес созданные лего постройки использовать в сюжетно ролевых играх. Например, два мальчика сооружали постройки из лего. Сначала они сделали поезд, потом туннель и мост. После этого они начала игру, поезд заезжал в тоннель, переезжал через мост и т. д.

Также объекты, смоделированные из деталей лего дети используют в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки.

Можно проводить с лего игру «Чудесный мешочек»,в которой у детей развивается тактильное восприятие формы и речь, воспитатель помещает разнообразные детали в мешочек и просит найти элемент определенной формы (2х2, или 2х4).

Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на развитие памяти, мышления и речи детей. Воспитатель выполняет постройку из ЛЕГО, подробно разбирает ее с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти воспроизводят. В конце игры проводится анализ результатов.

ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно игровой деятельности, лучше усваивается детьми. Например, проходя тему «Домашние животные», дети делают постройки лошади и жеребенка, строят для них жилище. Выполняя постройку, дети создают объемные изображения, которые способствуют лучшему запоминанию образа объекта. И еще одно направление применения ЛЕГО использование его в диагностике. Свободное конструктивно игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между воспитателем, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка.

Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам. Работа с ЛЕГО деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Таким образом, ЛЕГО конструирование это вид моделирующей творчески продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как ребенок и воспитатель могут с ней справиться.

Не все дети могут сразу выполнить даже простейшую постройку, но это не страшно, ведь они должны сначала познакомиться с материалом. И первые несколько занятий проводятся с этой целью. Необходимо давать детям конструктор для того, чтобы они выступали в роли исследователей. После первого занятия уже понятно, как лучше давать детям детали конструктора в коробке или россыпью. Предварительная беседа должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать дозированность речевого материала. Дети не должны устать слушать. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению интереса.

Стараюсь, чтобы заинтересовались все, для этого можно обратиться к детям: «Давайте подумаем, а что мы сегодня будем делать? Расскажи. А как ты будешь делать? Расскажи». Затем предлагаю начать строить. Включаем музыку. После того, как закончены постройки прошу рассказать о поделке. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Расскажи, как ты будешь играть со своей замечательной постройкой?».

В конце занятия проводится итоговая беседа: «Давай покажем твою постройку другим ребятам (показываем работы детей всем)». Можно попросить детей нарисовать то, что они построили. При этом необходимо обратить внимание на то, что в рисунке должны быть видны ЛЕГО детали. В конце занятий необходимо давать детям возможность поиграть конструктором. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе волнений, желаний, переживаний, сюжетом постройки может стать любимый герой из мультфильма.

В работе использую различные формы организации обучения. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок.

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструировать по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность,- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляю модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагаю определённую задачу, но не даю способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками- достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяю лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать практическую деятельность и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме. Детям предлагаю общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материалы и способы их выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление умений и навыков.

Часто мы строим коллективные постройки, которые объединены единым сюжетом. Применение игровых технологий способствует поддерживанию устойчивого интереса детей к конструированию.

Взаимодействие с родителями: Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. В нашей группе проводились тематические выставки по лего-конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема.

На родительском собрании познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о видах конструктора «LEGO», его аналогах, с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.

Также для родителей был оформлен материал в котором изложены воспитательные задачи и фотографии с работами детей.

Включение семей воспитанников в образовательную деятельность МДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.

Заключение:

Не мало времени нужно потратить на изготовление схем, наглядного материала, информационных стендов, картотек и многое другое, что так необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. И не смотря на то, что недостаточно методической литературы, касающейся проблем ЛЕГО- конструирования в детском саду, если приложить к этому не много усилий, можно без труда спланировать столько индивидуальных и групповых занятий, сколько требуется. А как приятно слышать детей, когда они говорят " У меня получилось!", "Наконец то я смог построить!".

Результатом отслеживания эффективности использования Лего-конструирования как средства развития технического творчества детей на различных этапах ведения курса (в начале и конце учебного года) проводилась диагностика обследование технических возможностей детей, эмоционального личностного отношения к данной деятельности. В ходе текущей диагностики были выделены некоторые затруднения, возникающие у детей в процессе работы с конструктором ЛЕГО. На основе анализа этих данных была спланирована коррекционная работа со всей группой и с отдельными детьми. Данная работа проводилась в свободное время. Для этого были отобраны критерии и определены параметры по уровням развития конструктивной деятельности.

+❤ В Мои закладки