РОСИНКА - Пусть научатся любить живую природу.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


     Все чаще мелькает в печати выражение « хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, - приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает ее?

     Как – то  весной в одном из заброшенных садов мужчина с азартом швырял палку в старую яблоню. «Вы что, урожай собираете?»- спросила его женщина. «Да нет, - ответил он, - вороны гнездо свили. Вон их сколько летает. Может,  разворошу его». Женщина возмутилась, тогда мужчина убежденно возразил: «А чего? Ворон надо уничтожать. Есть такое мнение…» Самое страшное заключается в том, что этот человек был еще  и отцом: ему с удовольствием помогал мальчик лет шести.

     Каким вырастет этот ребенок – злым или добрым? Он станет таким, каким делает его жизнь, воспитание. А воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.                               

     В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Вспоминается рассказ одной матери. Когда дочке было два года, она во время прогулки в поле останавливалась около каждого червяка, лягушки, цветка с вопросом: «Это что?» В три года ее уже интересовало не только «что это», но и «почему». Родители поддерживали стремление девочки к познаниям природы, направляли ее любознательность, давая возможность активно добывать доступные ей знания. Вот как об этом рассказывает мама девочки. «Сегодня вечером дочка пошли гулять с папой в поле. Они взяли с собой хлеб, кусочек мяса и зернышки для птичек. Подошли к корове.  «Доченька, нарви коровке травы», попросил отец. Девочка охотно протянула корове траву. «Съела! Съела! Теперь хлебца дам! Съела хлебец! Теперь  мяса дам. Не ест! – огорчается девочка. Но вот навстречу бежит собака. « На, ешь мясо!»- говорит девочка. Собака с удовольствием съела еду, отвергнутую коровой. «Ну, а теперь ешь травку!» Собака недовольно отворачивается. Девочка делает вполне правильный вывод: «А собака траву не ест».  

     Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие.

     Мальчик помогал собирать с ягодных кустов вредителей- огневку- и все приговаривал: «Ах вы вредители, вредители, как вам не стыдно! Дедушка работал, работал, а вы все портите». Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это - активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.                                     

     Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем  неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.                                                                                                                                                                                        

     Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе (растениям и животным),- воспитание доброты, человечности.  Если ваш маленький ребенок схватил котенка за хвост и смеется, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью. Имейте в виду: воспитание уже началось. Плохое воспитание.  Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить  малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку,    защищать их. Как же передать все это детям?

     Прежде всего мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «Котенок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмет котенка на руки, погладит сама, а потом предложит и малышу погладить мягкую шерстку, нальет молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, еще нальем». Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным. и в дальнейшем будут поступать так же.                                                                                            

      «Не будешь кушать, прибежит собака и унесет»,- говорит бабушка. В результате трех- четырех летний, а  то и шести- семилетний ребенок нервно вздрагивает и прячется за взрослого, когда к нему приближается веселый добродушный щенок. А бабушка машет руками: «Уберите собаку, ребенок боится!»                                                                                                                                                           

     Ребенок должен получить первоначальное знание о живых существах. Источники этих знаний- художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, а самое главное- непосредственное общение с животными.  Детям можно рассказывать о животных по- разному:  весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как  В.Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как  И. Тургенев в рассказе «Воробей», Л. Толстой в рассказе «Орел», Д. Мамин-Сибиряк в «Серой Шейке» и другие.                       

     Хорошо если вы побеседуете с малышом о прочитанном.  Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Например, познакомив ребенка с рассказом И. Тургенева «Воробей», в котором повествуется о старом воробье, готовым пожертвовать собой ради спасения своего детеныша, уместно задать вопросы: «Что чувствовал старый воробей, когда он оказался перед раскрытой пастью собаки? Как можно назвать такое «поведение» воробья?» Помогите ребенку почувствовать то, что пережил воробей в минуты опасности, грозившей ему и его детенышу.  И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечный день (осенний) обратите внимание ребенка на блестящие нежные ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите ее.

     У маленького ребенка спросите: «А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок?» Объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-шести летним ребенком найдите места, где спрятались насекомые.                      

     Наблюдая отлет птиц  на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые  питаются насекомыми, улетают раньше ,а те которые клюют зерно и ягоды – позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите своему ребенку  понаблюдать, какие птиц остались на зиму, что они  делают. Подкармливайте их. Повести кормушку, привлекайте малыша к посильной помощи.                                       

     Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте  с ребенком во время летних прогулок семена сорных трав, высушенных ягод. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о том, кто слабее его.  Поскольку любовь к животным лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними, хорошо и в семье завести какое-нибудь живое существо. Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка.    Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.