РОСИНКА - Перспективный план познавательного развития детей на летний период

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


ЦЕЛИ:

  1. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;   
  2. Расширение представлений детей о живой и неживой природе, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости; 
  3. Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе. 

 

ПЕСОК

 

Песок бывает сухой и мокрый, влажный и мокрый:

Сухой-светло-жёлтого цвета, сыплется струёй, нельзя лепить;

Сырой-по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть. В аквариуме песок нужен рыбкам.

Немного математики в песке воде:

Играя в песочнице, формируем (закрепляем) некоторые важные начальные математические представления. Выясним с ребёнком, что такое размер и форма предметов; что значит «много-мало». Используя  формочки контрастных размеров, предложим детям сделать большие и маленькие куличики.

В ходе работы отметим, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого мало. Используем слова «пустой-полный». Покажем детям, что ведёрко может быть наполнено песком, водой, камешками, шишками. «Испечём» для игрушек  печенье разной формы: круглое, квадратное, треугольное. Предложим ребёнку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке-большой, мышке-маленький.

В песке для медвежонка выроем большую берлогу, а для мышонка-маленькую норку. Колодец-глубокий или мелкий. Экспериментирование с нестандартными предметами. Познакомим детей  с конусом, используя для куличика воронку.

Игры с песком: «Угощение», «Булочная», «Горка для зайчика», «Дом для собачки, кошечки», «Гараж для машины», «Изгородь», «Зоопарк», «Песочный город».

Конкурс на лучшую постройку.

Рассматривание песчинок через лупу.

«Канавка»-пустим кораблик; «Кондитерская», «Гора (грустная-весёлая), «Магазин мёда», «Аэродром для бумажного самолёта», «Берлога для медведя», «Бассейн для рыбок», «Песочный муравейник», «Дорога для автомобиля», «Дорожка лесная для лисички».

 

  

СВЕТ-ТЕНЬ

 

Тень от предметов- форма, размер, «привязанность» к предмету, перемещение тени в пространстве. Можно ли играть с тенью, солнечными зайчиками в пасмурную погоду.

  • «Солнечный зайчик»- это луч солнца, отражённый в зеркале.
  • Наблюдения за солнцем.
  • Чтение стихотворения В. Донникова «Солнечный денёк»
  • Игры с тенью: «Убеги от тени», «Подними тень», «Спрячься от тени», «Отгадай чья тень»; чтение стихотворения  УШао-Шань «Тень».
  • Загадки про тень: «Лежит на земле-ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить»; «Видать глазами, да не взять руками»; «Что с земли не подымешь?»  «Что на воде лежит, да не тонет?»
  • Загадки про луч солнца: «Золотой мост на сотню верст»; «Из окна в окно-золотое веретено»; «Что в коробейку не запрешь?» «Что из стены не вырубишь?»
  • Игры с солнечными лучами: «Найди лучом (окно, игрушку, забор), «Догони зайчика», «Убеги от зайчика» «Нарисуй зайчиком круг (квадрат и т.д.)».
  • Опыт: с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.

 

ВОДА

 

Вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Поговорим о том, кому и для чего нужна вода? Нужно ли беречь воду?

  • Опыт: Рассматривание капель через лупу.
  • Загадывание загадок о воде.
  • Беседа «Кому нужна  вода?»
  • Рассказ воспитателя о празднике Ивана Купалы.
  • Чтение сказки «Ты скажи мне , реченька». Где «работает» вода?
  • Игры с водой. Игра с мыльными пузырями. Развлечение с водой.
  • Танец воды (импровизация). Ветер колышет воду в луже, определить какой ветер- сильный или слабый.

 

 

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

  • Правила поведения в природе.
  • Беседа: «Какого цвета лето?» Чтение книги О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу». Беседа «Природу надо беречь»
  • «Уроки доброты». Приветствие «зелёных друзей»-заучивание стихотворения Берестова «Хоровод». Вручение медалей «Другу Природы».

 

 

 КАМНИ

 

Классификация. Соберём коллекцию камешков. Предложим сгруппировать их по цвету, форме, размеру. Эти «сокровища» можно раскладывать по коробочкам или кучкам.

Разложить собранные камешки по размеру: от самого маленького до самого большого. Разложим их по окраске: от самого светлого до самого тёмного. Сравним камни по округлости, гладкости, тяжести. Камни нужны рыбкам в аквариуме.

Свойства: твёрдые, прочные.

Путешествие в мир камней. Знакомство с камнями. Отправляемся впоход знакомиться с камешками. Вопросы к детям:

  1. Приходилось ли ребятам видеть где-либо камни?
  2. Что вы чувствовали, наступив на камень?
  3. Приходилось ли лежать (сидеть) на камнях?
  4. Какимиони были? (твёрдые, мягкие, холодные, тёплые).

 

Наблюдения. Дети собирают камни на участке, рассматривают. Создают коллекции камней. Рассматривание камней через лупу.
Как стать коллекционером? Оформление коллекций.

Игры: «Дорожка из камней», «Разложи камни по порядку» (от самого маленького до самого большого; от самого светлого до самого тёмного), «Выложи фигуру из камней;  выложи цифру, букву».

Предложим детям найти небольшой камень (не любой, а тот который давно ждет именно нас). Садимся в круг и исследуем свои находки:

  • Какого размера найденный камешек?
  • Какого он цвета, одноцветный или многоцветный?
  • Приложим к щеке: холодный или тёплый, можно ли камень согреть? Как это сделать?
  • Понюхаем камешек-  (если да, то на что он похож?)
  • Может ли камень издавать звуки?
  • Что мог бы рассказать камень, если умел бы говорить? (Что видел? Где побывал? Чем камень хотел бы стать?)
  • Представим, что мы стали совсем маленькими, а камень- это наша планета, где бы мы построили свой дом? Где бы посадили сад? Где можно было бы собирать воду? А где разместили бы площадку для игр?
  • Поговорим с камнем. Представим, что у камня есть ухо, найдём его. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей «тайной». Закройте «ухо» камня пальчиком, теперь он сохранит все в секрете.
  • Поиграем с камешком. Внимательно изучим свой образец и сложим камни в общую кучу или коробочку, перемешиваем их. Каждый находит свой камешек. Камни моря. Рассмотреть образцы морской гальки: эти камни обработаны волнами, у них нет острых углов.
  • Погладим камешки, отметим их цвет, форму.
  • Какие из камешков похожи на палочки (шарики)?
  • Морские камни волшебные. Возьмём таз с водой. Стоит их опустить в воду, как они тут же меняют цвет. Опустим наши образцы в таз. Какие узоры появились на поверхности камня? Какой камень самый красивый? Нарисуем камень, морское дно, берег моря).
  • Угощаем ребят конфетами «морские камешки». Почему придумали такое название?
  • «Каменная поляна».
  • Создание «картин» из камней . «Каменная гора».
  • Опыт. Сравнение камня и пластилина.
  • Сочинение сказки. »Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме»

 

ЖИВОТНЫЕ

 

  • Внешний вид.
  • Среда обитания.
  • Приспособления  к среде обитания.
  • Чем питаются.
  • Значение для человека.
  • Чтение художественной литературы: В.Бианки  «Хвосты»;  рассказы Е. Чарушина «Ядовитые чудовища».
  • Беседа «Полезные или вредные?»
  • Занятие «О животных которых не любят».
  • Информация «Как прячутся животные»
  • Развлечения: «Концерт в честь кошек, мышек и котят»; «Зоопарк».
  • Загадки о животных.
  • У кого из животных ноги, лапы?   Как   «разговаривают» животные?

                                                     

ЯГОДЫ-ГРИБЫ

 

Морошка, брусника, голубика, черника. Съедобные и несъедобные грибы.

  • Знакомство с внешним видом.  Где растут? Когда появляются? Определение условий роста. Стадии роста и развития.
  • Целебные свойства.
  • Народные названия грибов, их своеобразие.
  • Рассматривание открыток. Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы о ягодах и грибах, загадки о грибах.
  • Экологическая выставка «Дары тундры».
  • Заучивание стихотворений и пальчиковых игр, заучивание считалки В.Степанова «Белочкина корзинка», Экологическая сказка «Девочка- брусничка».

 

ОВОЩИ-ФРУКТЫ

 

  • Знакомство с внешним видом и строением.
  • Где растут? Когда появляются? Определение условий роста. Стадии роста и развития.
  • Целебные свойства.
  • Значение для человека и животных.
  • Создание коллажа «Овощи и фрукты».
  • Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»; отгадывание загадок: «Узнай по описанию»-«Узнай на ощупь»-«Что попало к нам в роток»-«Какой, какое, какой».
  • Праздник осени-«Ах, картошка, ты картошка».

 

 

МЕЛ

 

Твёрдый, но хрупкий, легко ломается, оставляет следы,  им можно рисовать на полу, на асфальте, на доске, на бумаге.

  • Свободное рисование на асфальте.
  • Конкурс «Рисунок на асфальте».

 

ДЕРЕВЬЯ

 

Лиственница, осина, берёза. Название .Особенности внешнего вида. Строение(кора, ветки,листья). Кто живёт на деревьях? Кто прилетает к ним?  Кто ползает по веткам и стволу?

  • Ценность деревьев.
  • Предметы из древесины.
  • Оформление коллекции из сухих листьев, коры деревьев, лишайников, мхов.
  • Экскурсия в лес (парк).
  • Наблюдение за деревьями на участке. Погладим ствол дерева и ощутим его поверхность. Прижмёмся щекой и почувствуем тепло. Вдохнём запах- закроем глаза и послушаем шелест листьев.
  • Полюбуемся голубым небом, бегущими облаками сквозь ветки берёзы, лиственницы.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.
  • Чтение художественной литературы. Э. Мошковская «Дедушка-дерево»; В.Степанов «Зайкина лопата»; С. Козлов «Такое дерево»;  «В сладком морковном лесу»; «Весёлый огородный концерт»; О.Дриз «Мальчик и дерево». Заучивание стихов.
  • Загадки о деревьях.
  • Игры с листочками :»Дорожка из листьев» (выложить дорожку, запомнить, смешать, восстановить);  «Образы из листьев» (определить и назвать: на что похож тот или иной листик); «Если бы я был деревом» (эмпатия)
  •  «Умелые руки не знают скуки»- сбор осенних листочков- «Составь букет» (из больших и маленьких листьев, жёлтых и красных). Коллекция сухих листьев, коры деревьев, лишайников, мхов.

 

ПТИЦЫ

 

Расширение представления о птицах. Названия, внешний облик, повадки. Какие звуки издают птицы? Как птицы летают? Слышат ли птицы?

  • Наблюдение за поведение птиц.
  • Драматизация стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?».
  • Слушание голосов птиц в записи.
  • Рассказы педагога о птицах. Чтение «Воробьиная азбука».
  • Подвижные игры  «Птицелов», «Птицы и кот», «Перелёт птиц». Развлечение «Цыплята и утята».

 

ЦВЕТЫ

 

Одуванчик, мак, ромашка, Иван-чай, колокольчик, василёк.

  • Знакомство с внешним видом и строением растений: какой стебель,  цветы, их форма, окраска. Где растут? Когда появляются?
  • Определение условий роста. Стадии роста и развития.
  • Целебные свойства.
  • Коллекция «летающих» семян.
  • Экскурсия в лес (парк).
  • Наблюдения за цветами на участке  детского  сада. Чтение художественной литературы: М.Пришвин  «Золотой луг»; В.Берестов «Корзинка»; Л.Герасимова «Цветы»; Считалка «Ромашка».
  • Загадывание загадок.
  • Заучивание стихотворений о цветах.
  • Рассказ педагога «Васильковый день» (24 июня).
  • Подвижные игры: «Букет», «Веночек», «Мак», -ОРУ «Цветы»- «Бал цветов», «Собери букет».
  • Рассматривание фотографий.-Коллаж «Цветы» составление букетов.
  • Опыт-занятие «Кто посеял одуванчик?»
  • Стихотворения о цветах.
  • Коллекция «летающих» семян.
  • Жалобная книга природы.
  • Экологические сказки «Лопушок» и «Одуванчик-кроха».
  • Загадки о растениях «Живые барометры»

 

 

НАСЕКОМЫЕ    ПУТИШЕСТВИЕ В МИКРОМИР

 

Комары, бабочки, жуки, божья коровка, стрекоза, пчела, шмель.

      Окраска. Своеобразие полёта. Места приземления. Особенности передвижения (летают, ползаю, прыгают). Чем питаются. Среда обитания.

Путешествие в микромир. Отправляемся в поход на лужайку. Берём с собой ёмкости для сбора образцов.

      Рядом с нами обитает большое количество крошечных живых существ, которых мы обычно не замечаем. Это свой особый мир, в который мы и попытаемся войти Присядем на корточки и представим, что мы маленькие звери. Что у нас под ногами? Какие из растений нам известны? Найдём самое маленькое растение. Что нам здесь кажется очень большим? Есть ли здесь какие-либо насекомые? Попробуем осторожно их рассмотреть. Куда они спешат? Где их дом? Чем они могут питаться?

      Сядем и послушаем, посмотрим, что делается вокруг.  Кто что видит и слышит? Кого и чего могут бояться обитатели этой полянки?  (птиц, более крупных насекомых, собак, людей). Поищем летающих ,ползающих и прыгающих насекомых.

  • Кем бы из них вы хотели стать, если бы жили на этой полянке? Почему?
  • Были ли  на этой полянке люди? Какие они оставили следы?
  • Соберём в свои коробочки небольшие « секреты»-сухие листики, травинки, семена, камешки, палочки и т.д.
  • Создадим в группе выставку находок, приглашение родителей, детей из других групп.
  • Послушаем рассказы детей  о своих находках и впечатлениях.
  • Наблюдения и рассказы педагога. Заучивание коровка» и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок:
  • «Красная капелька в чёрную точку, к солнышку в гости ползёт по листочку» (божья коровка)
  • «Летит через сад и гудит- мохнат, полосат  и сердит»  (шмель)
  • «На лугу выступает всё лето, попрыгунчик зелёного цвета.
  • В цирке есть акробат цирковой, на лугу акробат луговой»  (кузнечик)
  • «Летом в открытые наши окошки с писком влетают кусачие крошки.
  • Больно-пребольно кусаются… даже на взрослых бросаются»  (комары).
  • Конкурс «Самый наблюдательный» - экологические игры: «Летает,бегает, прыгает»; «Птицы, звери, рыбы».
  • Экологические сказки «Три бабочки», «Пауки – мои друзья», «Муравьи – санитары».

Как только лето завершается – сразу можно начинать к нему готовиться.

Это ведь всегда приятно !