РОСИНКА - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические: Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические: У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Старшая группа: Содержание работы: Детей старшей группы знакомить с информационно-указательными, предупреждающими и запрещающими дорожными знаками, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Изучать работу регулировщика. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Учить свободно ориентироваться на дороге. Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения. Дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др. Развивающая среда: Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу. Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке безопасности дорожного движения  должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора , фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.

Подготовительная группа: Содержание работы: В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются. Детей подготовительной группы знакомить с особенностями труда водителей различного вида транспорта и правилами поведения водителей на дороге; о том, что есть на дороге «островок безопасности», с его назначением; с особенностями движения транспорта на перекресте, с работой регулировщика; знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знакомить со всеми дорожными знаками: информационно-указательными, запрещающими, предупреждающими и предписывающими, со знаками сервиса. Дать знания о назначении поста ГАИ на дороге, о работниках ГАИ. Учить использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, на макетах микрорайонов. Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: В. Кожевников «Светофор», И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог», Я.Пишумов «Это улица моя» и др. Рассматривание картин «Улицы города», «Кем быть?». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Автобус», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Игры-моделированиятс макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Встречи с сотрудниками ГАИ. Литературные викторины, КВН, развлечения по ПДД. Проведение подвижных игр: «Воробушки и автомобили» и др. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица» и др. Содержание развивающей среды более усложняется: Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер). Организовывается окно выдачи водительских удостоверений детям, которые сдали экзамен по ПДД. Хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также наборы иллюстраций по различным темам, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями. Настольно-печатные игры (игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.). Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо выть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия). В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.

Работа с родителями

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями. С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями. В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».

Уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма.

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

 Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

Рассказы детей о поведении на дороге.

Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.