РОСИНКА - Игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста»

Дошкольный возраст можно назвать первым университетом ребёнка, он учится всему сразу, в том числе и умению излагать свои мысли через правильную речь.

Необходимо помочь ребёнку этому научиться, а чтобы было интересно, необходимо использовать различные упражнения и игры.

Все стороны речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй и связная речь воспитываются и формируются одновременно, с учётом возраста детей.

Для того, чтобы ребёнок умел правильно произносить звуки родного языка, необходимо развивать фонематическое восприятие (умение слышать и различать произносимые звуки, чёткую артикуляцию (правильные движения языка, дыхание, обращать внимание на темп, ритм и интонацию.

Игры «Флюгер», «Ветряная мельница» помогут детям в развитии дыхания. Ребёнок делает вдох носом и дует на игрушку так, чтобы предметы начали вертеться.

Игра «Эхо» поможет развивать силу голоса и фонематическое восприятие. Взрослый называет звук (который ребёнок произносит правильно) тихо, ребёнок повторяет громко.

Игры на звукоподражания также способствуют развитию фонематического восприятия, артикуляции, темпа и ритма речи.

Например, поезд едет: чух- чух. Мышка пищит: пи, пи. Ветер шумит: ш - ш - ш. Дождик капает: кап, кап.

Параллельно с развитием звукопроизношения накапливается, уточняется словарный запас. Ребёнок растёт и знакомится с большим количеством предметов, называет признаки и действия предметов.

Игра «Назови ласково» знакомит детей с существительными с уменьшительно - ласкательными суффиксами (носик, мамочка, шкафчик).

Игра «Скажи наоборот» знакомит со словами - антонимами (молодой

- старый; широкий - узкий).

Игра «Большие и маленькие» знакомят с детёнышами животных.

Игра «Что забыл нарисовать художник» учит выделять и называть части предмета. Например, стол без ножки, корова без рогов.

Как только ребёнок начинает употреблять в своей речи короткие фразы

- простые предложения, начинается формирование грамматического строя речи и развивается связная речь. Ребёнок учится словообразованию, учится правильно строить предложения, овладевает умением излагать свои мысли.

Игру «Что забыл нарисовать художник» можно преобразовать в игру «Чего нет?» и учить ребёнка правильно употреблять форму родительного падежа единственного числа.

Игра «Кто где живёт?» учит детей составлять предложения с предлогом, расширяет словарный запас. Например, лиса живёт в норе.

Все игры проводятся с использованием ярких, красочных картинок, в непринуждённой обстановке, когда ребёнок эмоционально не перевозбуждён.

Рассматривая картинки в книгах для детского чтения, взрослые вместе с детьми называют нарисованных персонажей, их действия, последовательность действий, при этом получается небольшой рассказ. Этот рассказ необходимо повторить от начала до конца и попросить ребёнка рассказать его.

Для чтения детям рекомендуется следующая литература: Песенки, потешки, считалки. Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей». X. К. Андерсен «Огниво». А. Милн «Вини Пух и все - все - все». М. Горький «Воробьишко». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». К. Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон», «Муха - цокотуха».