РОСИНКА - Общение ребёнка с взрослыми – основа познания и приобретения навыков поведения

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


«Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным
языком, умением пользоваться языком как средством познания
окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как
средством познания самого себя…как могучим средством общения
и взаимодействия людей».
А.А.Люблинская.

 

 КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

«Общение ребёнка с взрослыми – основа познания и приобретения

навыков поведения».

 

     Слово «общение» говорит об общности , сопричастности людей. Если люди испытывают удовлетворение от общения , значит, оно состоялось. Поскольку решающую роль в развитии ребёнка играет его общение со взрослым, именно поэтому этому надо придать большое внимание.

     С чего же начинается общение? С самого рождения ребёнка, не смотря на то, что он не проявляет никакой нициативы по отношению к взрослому, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребёнок начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления.

    Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых ,в дальнейшем стремится подражать ему.

    Только установив личностный контакт с ребёнком, взрослый сможет влиять на его развитие. На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребёнка с окружающими.

    До сих пор бытует мнение, что ребёнок – это несовершенная копия взрослого: он такой же, как взрослый, только хуже мыслит, не умеет справляться со своими эмоциями, имеет слабую волю и т.д. Такой взгляд на ребёнка говорит о снисходительном, а порой неуважительном отношению к детству. Привычные ответы взрослого на вопросы ребёнка: «Отстань, ты мне мешаешь»; «Вырастешь – узнаешь»; «Не лезь, куда не надо» и т.д. –иллюстрация к сказанному. Вряд ли взрослый позволит себе такое по отношению к друзьям, родственникам. Поступая так с ребёнком, он обнаруживает не только отрицательные черты своего характера, но и невежество, так как пренебрегает проблемами маленьких и слабых.

    У взрослых должно быть желание и умение заглянуть во внутренний мир малыша, понять его переживания, потребности, отношение к миру, встать на его точку зрения. Только такая, уважительная позиция по отношению к ребёнку может быть основной для полноценного воспитания.

     Поведение ребёнка раннего возраста, доставляющее взрослым столько хлопот - связано с двумя отличительными особенностями его психики. Первая из них – ситуативность. Для малыша интересно только то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающий ребёнку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Поэтому так велика роль предметов в его жизни. Не разрешая малышу действовать с ними, мы мешаем его возможности мыслить, а значит, и полноценно жить. Дети раннего возраста обладают хорошей памятью. Но она направлена главным образом на узнавание знакомых предметов. Необходимо чаще создавать для ребёнка ситуации, связанные с предметами. Предметная ситуация определяет и содержание общения ребёнка со взрослым.

     Вторая характерная черта психики ребёнка – особая эмоциональность восприятия окружающего мира.

Эмоциональность свойственна и нам взрослым, но мы умеем управлять своими чувствами, отбрасывать эмоции в тех случаях, когда это требуется. У ребёнка всё не так. Единство эмоционального и действенного

Отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность детей раннего возраста.

     Эмоциональное общение ребёнка со взрослыми – необходимый период его жизни. Никакой, даже самый тщательный уход за малышом не может заменить ему этого общения. Отсутствие его серьёзным образом сказывается на развитии ребёнка: он растёт вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающими.

Если ребёнок растёт равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощущение же нужности другому, которое может появиться у ребёнка только в личностном общении,- необходимое условие для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

      Без общения не может сформироваться человеческая психика. Недостаток общения ведёт к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям. Каждый ребёнок несёт в себе свой опыт общения. Опыт общения и совместной деятельности, приобретённый в первую очередь в семье,- это актив ребёнка, его потенциал, на фундаменте которого строится  всё дальнейшее развитие.

     Общение и совместная деятельность – это та основа и ткань, из которой фактически состоит вся жизнь детей. Общение детей основано на их личных, конкретных отношениях, симпатии друг к другу и взрослым.    Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребёнка. В общении со взрослыми ребёнок учится её воспринимать и понимать, овладевает активной речью. В детском саду и семье должны быть созданы все условия для полноценного общения детей.

 

     ЛИТЕРАТУРА:

«Дошкольное воспитание» № 9 – 1989 г., стр. 53 - 54

Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. «Ступени общения: от года до семи лет».

Л.Н.Павлова. «Воспитание и обучение детей раннего возраста».