РОСИНКА - Самообслуживание - основной вид труда младшего дошкольника.

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся   равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действительно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для оформления потребности в чистоте, опрятности, привычки к самообслуживающемуся труду.        

Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.      

Программой дошкольного воспитания у детей младшего возраста предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания:

самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой.

 Самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на определенное место. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу. Убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: приспособлена по росту ребенка вешалка для одежды; выделены индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков); постоянное и удобное место для полотенца, зубной щетки, мыла и т.д. Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи. Трехлетние дошкольники еще недостаточно умелые, ловкие и многие матери стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки.

Кажется все хорошо, ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у своего ребенка его дела, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернешь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно , а в этом возрасте ему интересно все. Ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Хочет застегнуть пуговицу, а она не слушается – и вдруг полезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь-то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка это интересный, занимательный труд. Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками – надо ему предоставить по возможности на это время. А родителям, занимаясь своим делом, незаметно оказывают помощь, поощрять, помогать довести начатое до конца. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, когда ребенок подрастет, его уже придется с трудом приучать к самообслуживанию. Родители же будут удивляться: откуда взялись эта неумелость и нежелание трудиться. Но виноваты-то во всем сами.