РОСИНКА - Развивающие игры со словами для детей

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

      Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Такую работу – в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и прародительской речи – и мы вслед за К.И.Чуковским можем смело назвать поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.

       Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. С этой целью и появилась у нас целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др.

       В начале предлагается в качестве упражнений практиковать с ребенком повторы словесных вариантов, дублирующие примеры, которые дает взрослый («Раздели на слоги», «Найди лишнюю букву», «Найди слово со знакомым звуком», «Найди в квартире знакомый предмет на заданную букву» и др.)

       Своеобразный «высший пилотаж» игр со словом – древнейшие варианты перестановки в нем букв, отгадывание его по отдельным частям и т.д. То есть все те варианты, которые с незапамятных времен известны под названиями анаграмм, шарад, логогрифов и др. Они помогут развить у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, станут прекрасными упражнениями не только для минутки досуга, но в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать. Подобными занятиями увлекались многие императорские особы, а также поэты, ученые, музыканты, в числе которых А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, С.Т.Рихтер и др.

Систематические занятия помогут ввести ребенка в увлекательный мир русского языка, где он в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами его интереса к школьной учебе. А это само по себе немаловажно. Кроме того, занимаясь с ребенком играми по развитию речи, взрослый вступает с ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что очень ценно для налаживания коммуникативных отношений. Добавим также, что в подобных «учебных развлечениях» можно упражняться, находясь в дороге или высиживания где-то долгую и утомительную для ребенка, но необходимую для вас очередь, а также занимаясь домашними делами или во время прогулки. Подобный тренинг, проводимый без всякого нажима, позволит способствовать развитию таких речедвигательных навыков детей, как темп и внятность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, также речеслуховая и наглядно-слуховая память.

      Занимаясь с ребенком, пожалуйста, учтите, что, если ваш юный партнер по игре допустит ошибку, его ни в коем случае нельзя порицать, наоборот это должно оказаться поводом для доброй шутки.