РОСИНКА - Самостоятельность

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

     Ребенку три года - это период интенсивного развития у детей самостоятельности. Промедление в формировании этого качества приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все за них должны сделать взрослые.

      Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; играя, ребенок самостоятельно воспроизводит два-три последовательных эпизода из жизни; самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное). Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, покормить рыбок и птичку, перед обедом расставить тарелки с хлебом. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь вместе сделать, наблюдать за чем-то интересным.

       Для своевременного формирования самостоятельности нужно сообщить детям их маленькие обязанности: беречь одежду, игрушки не разбрасывать, охотно выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда находится в спальне и т.д. Воспитывая самостоятельность, взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например, при умывании) или инсценирует игрушками, если нужно, часть работы выполняет сам. Эти приемы сочетаются с активной деятельностью детей. В процессе показа и после него детям задают разнообразные вопросы, чтобы направить их внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так нужно поступать.

    По мере накопления детьми конкретных сведений, взрослые меньше показывают, а больше предоставляют детям возможность действовать по словесному указанию. Например, когда детей учат наводить порядок в кукольном уголке, вначале им объясняют: «Чашки и тарелки нужно убрать в буфет. Дверцы буфета прикрыть. Кастрюли поставить на плиту.» В дальнейшем достаточно напомнить: «Вспомните, что нужно сделать с игрушками, когда поиграли.» Или на первом этапе проведения подвижной игры «Птички в гнездышках» объясняют, где сесть, как прыгать, куда улететь. Позже предлагают вспомнить: «Прыгайте так, как вы научились.» Вначале ребенку дают прямое указание: «Помогите Жене надеть носки.» Когда он научится понимать требования, ему нужно сказать иначе: «Спроси у Жени, может быть ему помочь одеться?»

       В процессе организации самостоятельной деятельности детей от прямого подсказа, чем заняться («Покорми куколку, положи ее спать»), переходят к наводящим вопросам, побуждающим детей самостоятельно продолжать, усложнять игру, найти себе занятие: «Твоя куколка уже поела? А что она будет делать дальше? Ты хочешь погулять с ней? Но на улице холодно!» Ребенок должен догадаться, что куклу следует завернуть.

        Итак, для формирования самостоятельности и активности детей важно во всех разделах воспитательной работы планировать и осуществлять систему задач нарастающей трудности. Их выполнение потребует волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у детей появится интерес, настойчивость. Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания других детей к проявлениям его самостоятельности.            Тогда дети будут стараться найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому, кто в ней нуждается.