РОСИНКА - Игра - школа нравственного поведения

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска


      Трудно переоценить роль игры в жизни ребёнка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребёнок много и с увлечением играет. Не зря игру считают одной из форм организации детской жизни. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребёнок под влиянием увлекательной игры. Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлечённый игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.

     Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые. Но особое предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что видят в окружающей жизни – быт, труд людей, их взаимоотношения, события современности. Игра-важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества. Особая ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к самовоспитанию, которая, казалось бы, не характерна для дошкольников. Он намеренно ведёт себя так, как этого требуют правила взятой роли. В игре ребёнок поставлен перед необходимостью подчиняться коллективу, а если надо, то и умерять своё нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый подчиняется требованию командира, импульсивный – проявляет выдержку, не умеющий действовать согласованно с другими ребятами-считается с правилами игры и т.п. Примечательно, что подобные действия, связанные с самоограничением желаний, ребёнок осуществляет с удовольствием. И в этом особая сила воздействия игры на волевую сферу. Здесь, как ни в какой другой деятельности, со всей полнотой шлифуются черты личности и формы поведения.

      Но воспитывающее значение игры проявляется в полной мере тогда, когда взрослые руководят ею. Чтобы руководить детской  игрой, требуется умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения детей в игровых ситуациях: доброжелательны ли они; проявляют ли товарищество, вежливость; умеют ли поддержать общий замысел; как разрешают спорные случаи и т.д. Но главное на что в первую очередь следует обратить внимание-это идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, какие чувства и поступки вызывает у ребёнка.

     Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. Прежде всего надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка переключить её не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей прекратить игру, разъяснив, почему она плохая и почему не следует её продолжать. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать. Правильные поступки ребёнка полезно не оставлять без внимания, например, похвалить за то, что уступил, поделился, был доброжелателен к партнёру. Важно всячески содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей своеобразной школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять и переосмысливать в действиях «что такое хорошо, а что такое плохо», что значит поступать честно, справедливо, по правилам, уважительно, по-товарищески. Надо объяснять ребёнку, в какие игры можно играть дома, а в какие на прогулке.    

     Например, игры с мячом, в классики, прятки, бадминтон уместны на прогулке.

          Время от времени вместе с маленьким ребёнком стоит проверить, нет ли неисправных игрушек, испачканной или порвавшейся кукольной одежды, поломанных коробок. Пусть ребёнок видит, как взрослый бережно чинит игрушку, подклеивает коробку, пришивает оторванную лапу. Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребёнка старые игрушки: волей-неволей мы будем воспитывать у него не бережливость, небрежное отношение к вещам.

     В игре с правилами ребёнок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнёрами, ребёнок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:

  • прежде, чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также что понадобится для       игры;
  • уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки;
  • честно соблюдай правила игры;
  • уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства;
  • если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси обэтом играющих;
  • проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли;
  • в ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь;
  • не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;
  • разговаривай с партнёрами по игре вежливо, не крикливо, уважительно;
  • делись игрушками. Не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится;
  • не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребёнок: своими играми ты не должен нарушать их покой;
  • в подвижные, шумные игры  в помещении играть нельзя. Такие игры уместны на игровой площадке во дворе;
  • не забывай после игры убрать на место всё, с чем ты играл. Береги игрушки, заботься об их сохранности.