РОСИНКА - Кризис 3-х лет – возраст строптивости

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Детский сад №6 города Шимановска

  Ребенку три года… Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребёнка, и взрослого. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., всё чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребёнком? Неужели мы его плохо воспитываем? Как заставить его быть послушным?» — именно эти вопросы всё чаще и чаще задают себе родители, когда ребёнок достигает трёх летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис трёх лет – это не просто возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того, насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс- это первое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «Семизвездием симптомов».

Симптомы кризиса 3 лет

  1.  НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
  2.  УПРЯМСТВО. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
  3.  СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
  4.  СВОЕВОЛИЕ.Это когда ребёнок всё хочет делать сам.
  5.  БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ.Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.
  6.  ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.
  7. В семьях с одним ребёнком встречается СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес.
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще мальчиков.
  • В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!
  • Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как вести себя в период кризиса 3-х лет.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте.
  • Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста

Правила взаимоотношения с детьми:

  •  Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.
  •  Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
  •  Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.
  •  Ошиблись – извинитесь.
  •  Детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши.
  •  Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.
  •  Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.
  •  Оценивайте поступок, а не личность.
  •  Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  •  Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  •  Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.
  •  Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  •  Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.
  •  Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.
  •  Следите, чтобы ДЕТИ НЕ СКУЧАЛИ, были чем-то заняты.
  •  Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.
  •  Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.
  •  Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.
  •  Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.
  •  Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.
  •  Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.
  •  Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
  •  Находите с ребенком личный контакт.
  •  Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.