Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Он часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным?» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается" до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Родителям и воспитателям не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он себя так ведет, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций, чаще всего защитных, даже на стандартные ситуации очень ограниченно. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Например, играя во время прогулки в песочнице, двое шестилетних детей подрались. Витя ударил Диму кулаком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Витя искренне отвечает: «У Димы в руках была щетка, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Дима не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Витю, но тот воспринял эту ситуацию как угрожающую.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Как же выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Агрессивный ребенок часто:
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее полугода в его поведении проявлялись хотя бы четыре из семи перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.